Previous Entry Share Next Entry
Российский потребитель 2017: время надежд
The Moon
tw2fan
"Текущая экономическая ситуация в России воспринимается россиянами как новая норма. Результаты исследований GfK показывают, что потребительский кризис в 2016 году продолжился, население по­прежнему ощущает на себе его последствия, хотя в меньшей степени. Наблюдается ул учшение потребительских настроений и есть позитивные ожидания от 2017 года. В то же время большинство опрошенных считают, что кризис продлится 4 и более лет.

Реальное потребление изменилось мало или даже ухудшилось по сравнению с годом ранее, что говорит о том, что россияне продолжают экономить. 75% готовы отказаться от запланированных ранее покупок товаров длительного спроса.

В натуральном выражении снизилось потребление продуктов питания. Увеличилась доля тех, кто каждый день покупает то, в чем непосредственно нуждается. Люди по­прежнему стремятся покупать рационально: ходят в магазины со списком, покупают более дешевые продукты, охотятся за скидками и промоакциями – теперь все чаще онлайн. Даже реклама стала милее, потому что помогает сориентироваться в предложениях и найти лучшее. Из форматов магазинов современной торговли по­прежнему более быстрыми темпами растут заведения с низкими ценами.

Онлайн привлекает потребителей лучшими ценами и широким выбором. Некоторые привычки потребления возвращаются к докризисным образцам. Увеличилась доля тех, для кого атмосфера магазина важнее системы скидок. Снизилась доля тех, кто готов ходить по нескольким магазинам в поиске более дешевых товаров. Немного увеличилась доля новаторов, а также тех, кто готов платить за качественные биопродукты.

В стилях потребления также есть изменения. Если в острый период кризиса росла доля тех, для кого долг важнее, то теперь – с его ослаблением – стремление следовать долгу снижается, а желание удовольствий увеличивается. Кроме этого, по сравнению с 2015 годом вновь выросло число людей, открыто демонстрирующих свой успех. Что касается социальных установок, то в целом, можно сказать, что долгосрочные тенденции сохраняются.

Вместе с тем в период этого кризиса усилилась солидарность, повысилась «включенность» россиян в общественные процессы, уменьшилась доля тех, кто предпочитает отгородиться от общества. Увеличилась и социальная динамика: больше потребителей готовы к переменам – они борются за карьерный успех, готовы идти на риск. Интересно, что стало больше тех, кто поддерживает рынок, конкуренцию, предпринимательство в противовес мнениям, что государство должно нести ответственность за выход из кризиса и контролировать рынок.

Оживление в российской экономике будет зависеть, в том числе и от того, захотят ли и смогут ли позволить себе тратить потребители. Исследования GfK показывают, что до восстановления потребительского спроса до докризисного уровня пока далеко. Однако хорошая новость для игроков потребительского рынка в том, что некоторые докризисные привычки уже возвращаются. Возможно, россиянам надоело экономить?"

Пресс-релиз

Исследование

?

Log in